10-smi_17

Свежая газета                                              Культура                                                                                                     № 8 (75) МАЙ 2015

Газета Ассоциации творческих союзов Самарской области

10                                          Свежая газета. Культура • № 8 (75) • май 2015                                    МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

Фестивали


Музыка хорошего друга

 

 

Анна Лазанчина *

Дмитрий Дятлов **

Фото Александра Родина


 


Весна – время светлых надежд и радостного предвкушения, ожидания новизны. Весна – пора свершений и открытий. Весна – самое музыкаль- ное время года, когда поет, кажется, вся природа. В Самаре, по крайней мере, это именно так.

Знаменательным событием самарской

музыкальной весны стал фестиваль «При-

ношение Андрею Эшпаю», организованный в преддверии 90-летнего юбилея композитора.

Идея проведения юбилейных мероприятий «При ношение Андрею Эшпаю» принадлежит председателю Самарской организации Союза композиторов народному артисту России

МаркуЛевянту и доценту СГИК Виталию Семенову. Творческую инициативу самарских

композиторов и института культуры поддержали артисты академического театра оперы и бале-

та и Самарской филармонии, музыканты

эстрадного оркестра культурного центра

ГУ МВД и Самарского муниципального ду-

хового оркестра, студенты и преподавате-

ли Поволжской государственной социаль-

но-гуманитарной академии, руководители

Центра эстетического воспитания детей и

молодежи и детских хоровых коллективов,

киноклуб «Ракурс» и Самарская областная

универсальная библиотека.

Это позволило отразить богатейшее

творчество композитора, по праву счита-

ющегося одним из тех, кто составил славу

и гордость отечественного музыкально-

го искусства. Летопись большой страны

с ее Великой войной и Великой Победой,

гигантскими стройками и простой по-

вседневностью, сознанием своей исклю-

чительности и духовным пробуждением,

пониманием исторического предназначе-

ния и переживанием катастрофичности

бытия, хрупкости самой жизни вместилась

в творческое наследие Андрея Эшпая.

Фамилия Эшпай переводится с марий-

ского как «хороший друг». Восприняв в

пору ранней юности от отца *** любовь к

народной песне и позже осознав фольклор

как главный источник творчества, Эшпай

претворяет и переплавляет его в самых раз-

ных жанрах от симфонического до эстрад-

ного, от камерного инструментального до

джаза, от оперетты до театральной музыки.

И действительно, за многие годы музы-

ка Андрея Яковлевича, известная и люби-

мая в нашем городе, стала добрым другом

многих самарских музыкантов. На сцене

Самарского академического театра оперы

и балета были поставлены его балеты «Ан-

гара» и «Помните!», ставшие знаковыми

работами балетмейстера И. Чернышева и

 

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент

СГИК.

** Музыковед, пианист, кандидат искусствоведе-

ния, доцент СГИК.

*** Яков Эшпай (1890 – 1963) – основатель марий-

ской профессиональной музыки, композитор,

музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.

Записал и обработал более 500 народных песен.

дирижера Л. Оссовского. Оркестр Самар-

ской филармонии под управлением Г. Про-

ваторова, В.  Нестерова, М.  Щербакова

неоднократно исполнял крупные симфо-

нические произведения композитора.

Встречи с Андреем Яковлевичем во время

его путешествий по Волге благодаря его

открытости и доброжелательности из ми-

ни-концертов превращались в свободное

общение выдающегося деятеля музыкаль-

ной культуры со студентами и молодежью.

В рамках фестиваля состоялись многочислен-
ные концерты на разных сценических площадках, детско-юношеский конкурс, межвузовская студенческая научная конференция, выставки в библиотеках; были проведены показы фильмов с музыкой композитора.

На одном из своих юбилеев композитор

сказал: «Я никогда не буду стариком…»

Особенно в песнях – лирических и шут-

ливых, «производственных» и патетиче-

ских – проявил себя редкий мелодический

дар Эшпая, везде сопровождаемый духом

юношеского горения, молодого задора,

тонкостью лирического переживания,

свойственного молодости.

Песенной лирике и эстрадной музыке

композитора и был посвящен первый кон-

церт фестиваля, в котором на одной сцене

выступили и профессиональные артисты

– солисты оперы и филармонии, и сту-

денты самарских вузов, и дети – учащиеся

школ искусств города.

Итоговым аккордом фестиваля стал ав-

торский вечер композитора, состоявший-

ся в Самарской филармонии 30 апреля. Он

завершил музыкальный сезон абонемента

«Союз композиторов представляет».

Программу концерта составили произ-

ведения тех жанров оркестровой музыки,

в которых талант композитора раскрылся

наиболее ярко. Начался вечер музыкой из

кинофильма «Майор Вихрь». Лирическая

мелодия знаменитой «Песни о тишине»

выразительно звучала в оркестровых соло

деревянных духовых и обретала широкое

дыхание в кульминационном проведении

у струнных.

Второй концерт для фортепиано с

оркестром был с блеском исполнен лау-

реатом международных конкурсов Ан-

дреем Кудряковым. Молодому пианисту

оказались близки мужественная энергия

ритма и джазовый колорит произведе-

ния. Концерт, созданный композитором в

1972 году, прозвучал свежо и современно.

Графически четкая и рельефная основ-

ная тема покорила зарядом внутренней

активности. Песенные интонации второй

темы, чистой и прозрачной в своей опоре

на народные истоки, сочетали простоту и

изящество мелодической линии. Два этих

контрастных образа не вступали в кон-

фликт, а, дополняя друг друга, создавали

многокрасочную картину современного

звукового пространства. Солист и оркестр

под управлением М.  Щербакова словно

слились в единое целое, завершив

концерт мощной кодой-апофеозом.

Второе отделение вечера началось

с показа фрагмента документально-

го фильма «Река времен», снятого

сыном А. Я. Эшпая, режиссером Ан-

дреем Эшпаем (за несколько часов до

концерта все желающие могли уви-

деть этот фильм целиком). Кадры се-

мейного архива, запечатлевшего Ара-

ма Хачатуряна, ван Клайберна, Бори-

са Чайковского, Евгения Светланова

и других больших музыкантов, ныне,

к сожалению, ушедших, визуализиро-

вали мысль о беспощадной быстро-

течности человеческой жизни.

Объединив современную видео-

съемку с картинами прошлого, ре-

жиссер сделал главным героем фильма

время, так явственно ощущаемое в музыке

А. Я. Эшпая. Демонстрация фильма внесла в

концерт ноту интимности, сокровенности.

В калейдоскопичной череде видеосюжетов

режиссер отразил основные нравственные

ценности и идеалы своего отца, своей се-

мьи, своего народа – миролюбие, доброду-

шие, оптимизм, трудолюбие и стойкость.

И слушатели, собравшиеся в зале, и му-

зыканты оркестра ощутили личностную

сопричастность к исторической событий-

ности, и Симфония №  5, продолжившая

концерт, была исполнена в особой атмо-

сфере творческого воодушевления. Три

эпизода одночастного полотна предстали

как звенья единой цепи, ведущей к гранди-

озной кульминации. Пасторально-идил-

лическая мелодия среднего раздела олице-

творяла красоту и духовность, предвещала

грядущую победу светлых сил.

В завершение концерта прозвучали

«Фанфары» – концертная пьеса, созданная

композитором к юбилею государственного

симфонического оркестра. Яркая и задор-

ная, пьеса прозвучала по-праздничному

приподнято и мощно. Радость узнавания

охватила публику при звуках знаменитой

мелодии Happy Birthday To You, вплетен-

ной в оркестровую фактуру сочинения.

В этот вечер в зале филармонии долго

не смолкали аплодисменты. Ими слушате-

ли благодарили исполнителей за профес-

сионализм и мастерство и композитора,

создавшего замечательную музыку.

• • •

На протяжении всех мероприятий фе-

стиваля в адрес Андрея Яковлевича Эшпая

звучали слова искренней благодарности за

его прекрасные произведения, трогатель-

ные пожелания композитору здоровья и

творческих сил. Пользуясь случаем, пере-

даем эти теплые слова и всецело присоеди-

няемся к ним.


 

левянт

• Заключительный концерт фестиваля. Вступительное слово председателя Самарского отделения Союза композиторов России Марка Левянта

 

 

• Академический симфонический оркестр Самарской филармонии. За пультом – Михаил Щербаков

00-00_index