10-smi_12

logo3.png

Культура

Композитору Андрею Эшпаю исполнилось 90

http://news163.ru/images/45_8.jpgВсенародный любимец

Имя Андрея Эшпая многое говорит людям разных поколений - и тем, кто отдает предпочтение серьезным музыкальных жанрам, и тем, кого всегда привлекали всенародно любимые благодаря своей простоте и доходчивости  мелодии из кинофильмов, театральных спектаклей и радиопостановок.

По существу с творчеством Эшпая знакомы даже те, кто об этом подчас и не подозревает. Это появившиеся еще в 1950-е годы задушевные песни «С первой встречи с тобой» и «Почему, отчего», «звуковые дорожки» популярных кинофильмов, среди которых «Повесть о первой любви», «Ночной патруль» и «Адъютант его превосходительства». Ну а для поклонников серьезного жанра это многочисленные симфонии, инструментальные концерты, балеты, камерные произведения композитора.

Несколько раз мне довелось наблюдать за Эшпаем - председателем пианистических жюри Конкурсов имени Чайковского, тех, что дали «зеленую улицу» ставшим ныне мировыми знаменитостями любимцам самарских слушателей Михаилу Плетневу и Денису Мацуеву.

Приношение мэтру           
В
честь 90-летнего юбилея именитого композитора с 24 марта по 30 апреля в Самаре проходит музыкальный фестиваль, в числе организаторов которого Министерство культуры Самарской области, институт культуры, областная организация Союза композиторов России. В концертных программах прозвучали сочинения Эшпая, написанные им в разных жанрах. Особенный успех имели популярные песни из кинофильмов. В их исполнении приняли участие солисты оперного театра, студенты института культуры, детские и взрослые хоровые коллективы Самары, а также Муниципальный духовой оркестр и оркестр городского управления внутренних дел.

Яркой страницей программы стал своеобразный «фестиваль в фестивале». В институте культуры были показаны четыре фильма с музыкой Эшпая, в которых нашли отражение важные исторические этапы жизни страны: «Песня первой любви», «Бабье царство», «Карьера Димы Горина», «Я свободен, я ничей».

Заключительный концерт фестиваля, который состоится 30 апреля в Самарской филармонии, станет авторским вечером Андрея Эшпая. К сожалению, ввиду болезни виновник торжества на этот раз не сможет приехать в Самару.
Специальную акцию к эшпаевскому фестивалю подготовил самарский киноклуб «Ракурс». 28 марта в Доме актера состоялась творческая встреча с сыном композитора известным режиссером Андреем Эшпаем-младшим, который снял целую череду получивших признание зрителей фильмов, среди которых «Дети Арбата», «Униженные и оскорбленные», «Иван Грозный». Режиссер представил свою новую документальную ленту, посвященную отцу.

В преддверии фестиваля в Центре эстетического воспитания молодежи прошел IV городской конкурс «Композиторы Поволжья – детям» на лучшее исполнение произведений Эшпая. Его лауреаты выступили 31 марта в концертном зале института культуры.

По волнам нашей памяти           
Куйбышев-Самара занимает далеко не последнее место в творческой судьбе Андрея Эшпая. В нашем городе неоднократно проходили авторские вечера композитора с его личным участием. В один из приездов в Самару я записал интервью с Андреем Яковлевичем. Вот некоторые его фрагменты.
- С Самарой у меня связано очень многое. Я давно сотрудничаю с местным филармоническим оркестром. Здесь под управлением Геннадия Проваторова, Валентина Нестерова и Михаила Щербакова были исполнены практически все мои крупные сочинения. Мне дорога творческая отдача, всегда отличающая оркестр, состав которого, естественно, несколько меняется с течением времени. Когда вместе со всеми своими слабостями, из которых ты состоишь, приходишь в коллектив, где тебя понимают, это прекрасно. Наша совместная работа с оркестром дает импульс даже моей композиторской деятельности, и я не испытываю ничего, кроме чувства благодарности к коллективу и его дирижерам. Я не очень часто приезжаю на исполнение своих сочинений. Самара - одно из исключений. Здесь особая, притягательная для меня творческая атмосфера.

- Некоторые ваши сочинения были впервые исполнены именно в Самаре. Одно из них - несколько необычное для вас – «Литургическая симфония».   
 - Сегодня поразительно современно то, что досталось нам от эпохи раннего христианства и что занимало людей тысячу лет назад. В «Литургической симфонии», которая состоит из двух разделов, я использовал тексты из Библии. В принципе я противник всяких искусственных построений, и мысль о написании этой симфонии была естественным итогом моей творческой эволюции, хотя, конечно же, одним из побудительных мотивов было празднование тысячелетия христианства на Руси – это очень большой знак. В симфонии все кончается верой и надеждой. А это так важно для всех нас.

- В Куйбышевском оперном театре были поставлены два ваших балета «Ангара» и «Помните!». Какой след оставили эти постановки в вашей творческой биографии? 
- Это были замечательные спектакли. Я очень ценю работу балетмейстера Игоря Чернышева. Он нашел сильную, убедительную версию «Ангары», динамичную и поразительно отработанную по форме. Радостной была для меня и совместная работа над балетом «Круг», который в вашем театре вышел под названием «Помните!». Очевидно, мы одинаково чувствовали с балетмейстером-постановщиком, оказались творческими единомышленниками.

«Музыка становится трудной там, где ее нет»          
 - Чему вы отдаете предпочтение в своем композиторском творчестве?
- Конечно, симфоническому жанру. Именно он позволяет художнику высказаться наиболее полно и глубоко. На мой взгляд, именно в симфонической музыке сущностное выражение является наиболее доказательным и всеобъемлющим.

-  Важно, чтобы все это еще и воспринималось массовой аудиторией.   
- По этому поводу могу процитировать бельгийского художника Жюля Ренара: «Варвар, придя в картинную галерею, ткнет пальцем на шедевр». Факт искусства узнаваем мгновенно. Мне бы не хотелось обманывать публику, но не верьте никогда высокомерию людей, которые утверждают, будто их поймут лишь потомки. Музыка каждый раз становится трудной там, где ее нет.

«Я убежденный антисталинист»           
- Долгие годы творчество наших композиторов подвергалось жестокой цензуре. Ощущали ли вы ее на себе?
- Вообще говоря, мне везло с оркестрами и с исполнением моих сочинений, хотя, конечно, что-то игралось меньше. Нет слов: я убежденный антисталинист и считаю, что нашей национальной культуре был нанесен невосполнимый урон. Чего, например, стоит странная смелость наших идеологических органов, лучше всех знавших, какая именно музыка нужна народу. Но ведь и во времена тирана исполнялись и Шнитке, и Губайдуллина, хотя их музыка не пользовалась официозной поддержкой. А Прокофьев и Шостакович имели по шесть-семь Сталинских премий. Меня настораживают иные лжедиссиденты, те, кто претендует на известность только благодаря позе непризнанного гения в прошлом.

- И все же: так ли ценны иные возвращенные из небытия имена композиторов и их произведения?           
- Это сложный вопрос. В первые десятилетия советской власти многие композиторы стали комиссарами от музыки. Они надели тужурки, взяли наганы, хотя ни с Прокофьевым, ни с Шостаковичем конкуренции не выдерживали. Боюсь, что реанимация некоторых сочинений делает очень сомнительную услугу их авторам: они не превосходят образцов, к которым стремились.

Продолжаю оставаться независимым 
- Вам довелось быть и «на гребне» общественной музыкальной деятельности.          
- Не знаю насчет гребня, но я всегда был очень независимым человеком. Таким и продолжаю оставаться. Раньше в руководстве Союзом композиторов были Прокофьев, Хачатурян, Шостакович, Шебалин, Кабалевский, Шапорин… Они что, только чиновники? Конечно, нет. Это крупные личности, большие музыканты. В годы перестройки слишком наверх выплеснулось много пены и шпаны, а многие видные музыканты, например, Свиридов, оказались тогда отодвинутыми в тень. Все-таки в руководстве должны присутствовать крупные фигуры, личности.

- Как вы оцениваете перспективы молодых композиторов, особенно тех, кто живет и работает в провинции, например, в Самаре?         
- Ситуация не из легких, ничего не скажешь. Молодежи особенно трудно: происходит чудовищная коммерциализация искусства. Рок-музыка заполняет все, она разлагает, растлевает молодежь. Мы сами воспитываем организованную преступность. Ведь еще Лев Толстой сказал, что «приучение к тому, что походит на искусство, отучает от возможности понять настоящее искусство». Выход один - служить своему делу беззаветно и бескорыстно. Но молодых композиторов нужно поддерживать. Поэтому так важно существование в Самаре симфонического оркестра. Это некий остров, оазис надежды, выполняющий чрезвычайно важную функцию пропаганды музыкального искусства. Это нелегко, но и честь большая.

-  С каким настроением вы, Андрей Яковлевич, смотрите в будущее?  
- В нашей реальной жизни многое часто доходит до абсурда, просто какой-то сюрреализм, и мне бывает непонятно происходящее вокруг. Люди  ожесточаются, потому что конца этому не видно. И все это имеет самое непосредственное отношение к искусству, так как оно напрямую зависит от экономики, от реальной поддержки государственных структур. Приходится лишь уповать на Всевышнего. Не допустит же он вечно такой беды.

 

СПРАВКА. Андрей Эшпай  - советский и российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Уже в 1960-е годы снискал известность как автор не только крупных симфонических сочинений и инструментальных концертов, но и лирических песен, получивших широкую популярность у слушателей. В середине 1970-х годов Эшпай обратился к балетному жанру.

Творческая судьба Эшпая многие годы была тесно связана с Куйбышевом - Самарой. Авторские концерты композитора с его участием проходили в рамках фестиваля симфонической музыки, Дней музыки композиторов России, фестиваля, посвященного 70-летию Дмитрия Шостаковича. В 1977 году на сцене Куйбышевского театра оперы и балета балетмейстер Игорь Чернышев поставил балет Эшпая «Ангара», а в 1981 году осуществил первую в стране постановку его балета «Помните!». Композитор присутствовал на куйбышевских премьерах своих балетов и их показах во время гастролей нашего театра в Москве в 1981 году.

Валерий ИВАНОВ

Опубликовано: 03 Апрель 2015

00-00_index